В который раз уже повторяю на этом форуме по поводу факта намеренного ухудшения жилусловий.
Правовая сущность намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определена Конституционным Судом РФ, который указал, что намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем (Определение Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О \\\"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации\\\").
При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов, как справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий является частным случаем злоупотребления правом, заключающимся в использовании лицом субъективного права в противоречии с его социальным назначением.
Буквальное толкование данного разъяснения Конституционного Суда РФ может привести к применению статьи 53 Жилищного кодекса РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены вышеуказанные умышленные действия.
Повторяю также ссылку на интервью с Федосеевым http://www.gazeta.ru/realty/2008/04/15_a_2695409.shtml
\\\"...при определенных обстоятельствах развод, так же как и заключение брака, может быть основанием для признания гражданина ухудшившим жилищные условия, что ведет к пятилетней отсрочке в принятии его на учёт нуждающихся или предоставлении жилья.
Развод – это личное решение супругов, и бюджет Москвы не должен нести из-за него нагрузку.
Согласно ст. 10 закона № 29, учитываются действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, а также гражданско-правовые сделки с жильем, совершение которых привело к уменьшению его размера или к отчуждению, за пять лет, предшествующих предоставлению жилья или помощи города в их приобретении.
Смысл этой нормы состоит в том, чтобы не дать возможности недобросовестным гражданам, намеренно ухудшившим свою жилищную обеспеченность путем, например, продажи своего жилья, немедленно воспользоваться той или иной помощью государства в данной сфере. Мы не свои шкурные интересы защищаем, а собственность города.\\\"
Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях,
но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий — постановке на жилищный учет, или требовании о предоставлении жилого помещения — должна быть установлена прямая причинная связь.
Ухудшение жилищных условий должно носить умышленный характер, т.е. совершая данные действия, лица осознают либо должны осознавать, что в результате они ухудшают свои жилищные условия, так как, к примеру, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи становится менее учетной нормы.
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения либо приведения жилого помещения в состояние, непригодное для дальнейшего проживания в нем.
Действия совершаются гражданами с целью приобретения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, или, если граждане уже очередники, с целью приобретения права на предоставления большей площади.
В связи с этим должностным лицам органов местного самоуправления необходимо достоверно установить не только наличие умысла на ухудшение жилищных условий,
но и то, что такое ухудшение обусловлено желанием состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, или желанием граждан получить жилое помещение большей площади с учетом изменений в составе семьи в результате развода.
Так вот и ДЖП в отдельных случаях злоупотребляет правом,
неправильно применяя норму действиях намеренно ухудшающих жилищные условия:
не доказав факт намеренного ухудшения очередниками жилусловий в целях приобретения права на увеличение площади предоставляемого жилья.
Если в результате развода не возникло у граждан право на предоставления жилья большей площади, чем до развода, то о разводе как о действии намеренно ухудш. жилусловия и речи быть не может.
Причинно-следственная связь отсутствует между действием гражданина - разводом и возникающим в резалте развода правом на предоставление жилого помещения большей площади, как и умысел, а следовательно развод в данном случае действием, намеренно ухудш. жилусловия не является.
Развод в этом случае факт личной жизни граждан и не более того, и ДЖП он не касается и к реализации гражданами жилищ. прав отношения не имеет.
В ЖК РФ эта норма о последствиях при ухудшении жилищ. условий - ст. 53 только при постановке на жилучет.
Действующим законодательством РФ не предусмотрено применение нормы о намеренности ухудшения жилищных условий при предоставлении жилого помещения, а равно и об уменьшении общей площади предоставляемого жилого помещения.
Изложенное позволяет сделать вывод, что органы государственной власти субъектов РФ вправе утверждать перечни действий, являющихся (не являющихся) намеренным ухудшением жилищных условий, в рамках применения статьи 53 Жилищного кодекса РФ, но не наделены правом распространять положения указанной статьи Жилищного кодекса РФ на отношения, не связанные с учетом граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий.
Статья 10 ГК РФ. Пределы осуществления гражданских прав
1. Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.