Апелляционное определение Московского городского суда от 06.07.2012 по делу N 11-9051 Заявление о признании незаконным распоряжения департамента жилищной политики удовлетворено правомерно, так как материалами дела подтверждается, что ответчик не подготовил и не направил необходимые запросы в соответствующие организации с целью получения заключений о жилищных условиях заявителей, необоснованно включил в состав заявителей граждан, которые не являются членами семьи, не ведут с ними общего хозяйства.
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2012 г. по делу N 11-9051
Судья: Колмыкова И.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Суминой Л.Н.,
судей Михалевой Т.Д., Мухортых Е.Н.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалевой Т.Д. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы на решение Тушинского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2012 года, которым постановлено:
Заявление К. об оспаривании решения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы удовлетворить.
Признать незаконным Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N * от 22.09.2011 г. об отказе в признании граждан: К., К.И., К.Н. нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Обязать Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы устранить в полном объеме допущенное нарушение прав К., К.И., К.Н. поставить на учет в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с 11 октября 2011 года,
установила:
К. обратился в суд с заявлением о признании незаконным Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N * от 22.09.2011 г. об отказе в признании граждан К., К.И., К.Н., нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, обязании Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителей.
В обоснование заявления указал, что 22 сентября 2011 года Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы отказал в признании заявителей, нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в нарушение п. п. 3.1 и 3.2 Регламента, ненадлежащим образом осуществил экспертизу заявления и комплекта документов, предоставленных К., не подготовил и не направил необходимые запросы в соответствующие организации с целью получения заключений и информации о жилищных условиях заявителей и проживании их в городе Москве по месту жительства на законных основаниях, необоснованно включил в состав заявителей граждан Б. и Ж., которые не являются членами семьи указанных в заявлении граждан, не ведут с ними общего хозяйства, фактически являются соседями по коммунальной квартире.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель К. - Г., заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности Р. возражала против удовлетворении заявленных требований.
Определением Тушинского районного суда города Москвы от 19 марта 2012 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Н., Б., Ж.
Заинтересованное лицо Н. доводы заявления посчитала обоснованными, пояснила, что ни она, ни члены ее семьи, ни с какими заявлениями в ДЖП и ЖФ не обращались, приобретали комнату в коммунальной квартире, родственниками с заявителем и членами его семьи они не являются, чужие друг другу люди.
Заинтересованные лица Б., Ж. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, указывая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и дана неверная оценка обстоятельствам по делу, неверно произведен расчет жилищной обеспеченности заявителей, заявители, по мнению ДЖП и ЖФ г. Москвы обеспечены жилыми помещениями.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, заявителей и третьих лиц, извещенных о дате и месте судебного заседания надлежащим образом, выслушав представителя Г., полагавшего считать решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 29 августа 2011 года К. обратился в службу \\\"одного окна\\\" управы района Южное Тушино с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ: К.О. (жена), К.И. (дочь), К.Н. (мать), К.К. (брат), представив соответствующие документы (л.д. 69 - 70).
Заявитель и члены его семьи являются гражданами РФ, К. проживает в Москве с рождения, с 1978 года, К.К. с рождения, с 1985 года, К.И. с рождения, с 2008 года, К.Н. более 10 лет, являются друг другу близкими родственниками.
Распоряжением N * от 22.09.2011 г. заявителям отказано в признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Согласно кадастрового паспорта помещения, расположенного по адресу г. Москва, ул. *, от 14.11.2008 г. общая площадь помещения составляет 80,9 кв. м (л.д. 39), что отличается указанной в оспариваемом распоряжении площади в размере 81,0 кв. м (л.д. 15).
К.О. жена заявителя и еще трое человек зарегистрированы по адресу г. Москва, ** на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением, в квартире, принадлежащей отцу заявителя К.К.Ю. (л.д. 35), общей площадью 39,10 кв. м.
Согласно счета за ЖКУ за период июль 2011 года жилищной организацией ГУП ДЕЗ района \\\"Южное Тушино\\\" расчет платы за жилищно-коммунальные услуги, потребляемые членами семьи К. - собственника доли в праве общей долевой собственности на квартиру N * в доме N * по улице * в г. Москве, производится исходя из фактически занимаемой ими общей площади - 30,78 кв. м, жилой 20, 33 кв. м и количества проживающих 4 человека (л.д. 51).
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Разрешая требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона города Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 \\\"Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения\\\", регулирующим правоотношения сторон по постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядок постановки на указанный учет, а также предусматривающим основания для отказа в постановке на учет.
В соответствии с ч. 9 ст. 1, ч. ч. 2 - 4 ст. 7, ч. 3 ст. 9 закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 (ред. от 02.03.2011) \\\"Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения\\\" жителями города Москвы, нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, признаются жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее 10 квадратных метров, имеющие гражданство Российской Федерации, проживающие в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, не совершавшие за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, и подавшие в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Суд первой инстанции, исходя из того, что К. за последние пять лет не произведено ни одного из действий, повлекших ухудшение жилищных условий, учитывая количество зарегистрированных с К. по месту жительства г. Москва, ул. *, членов его семьи, включая мать К.Н., брата К.К., несовершеннолетнюю дочь К.И., общую площадь занимаемого ими жилого помещения - 30,74 кв. м, в т.ч. жилую 20,4 кв. м, исходя из того, что указанная квартира является коммунальной, а также принимая во внимание, что 26 апреля 1999 года брак между отцом заявителя К.Л. и матерью заявителя К.Н. расторгнут (л.д. 56), в связи с чем, К.Л. не является членом семьи матери заявителя К.Н. и принадлежащая ему квартира не может учитываться при определении обеспеченности заявителей жилым помещением, а заключенный 20 декабря 2007 года брак между К. и К.О. (после заключения брака фамилия К.) не может расцениваться как действие, повлекшее ухудшение жилищных условий, так как К.О. в квартиру N ** по ул. * не вселялась, каких либо других, не указанных в данном заявлении жилых помещений, согласно Выписке из ЕГРП у К. и его членов семьи, не имеется, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, указав, в том числе, на незаконность включения в распоряжение граждан Б. и Ж. и учет их жилой площади.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости учитывать при определении нуждаемости заявителей в улучшении жилищных условий площадь квартиры под номером * по адресу: г. Москва, ул. *, принадлежащей К.Л., по мнению судебной коллегии, являются необоснованными, поскольку в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. Члены семьи заявителя - супруг, (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда (часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 9, пункты 2, 3 части 1 статьи 15 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 \\\"Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения\\\"). К членам семьи заявителя К.Л. отнесен быть не может, поскольку совместно с ними не проживает и брак между ним и К.Н. расторгнут в 1999 г.
При таком положении, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального закона, регулирующего спорное правоотношение, что не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ Судебная коллегия
определила:
Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 09 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы без удовлетворения.